В состав капитального ремонта пути входят работы по:

  • Замене рельсошпальной решетки (комплексно или раздельно), включая стрелочные переводы;
  • Очистке щебеночной балластной призмы, либо по замене загрязненного асбестового или другого вида мелкозернистого балласта на щебеночный на глубину ниже подошвы шпал не менее указанной в табл. 2.1. настоящих Требований;
  • Доведению размеров балластной призмы до предусмотренных в поперечных профилях;
  • Ликвидации пучинистых мест в земляном полотне и повышении несущей способности основной площадки земляного полотна в неустойчивых местах;
  • Выправке, подбивке и стабилизации пути с постановкой на проектные отметки в профиле;
  • Постановке пути на ось в плане и приведению переходных кривых в соответствие с допускаемыми скоростями движения;
  • Ремонту водоотводов и восстановлению дренажных устройств;
  • Срезке и уборке отложений-загрязнителей балласта на откосах выемок и насыпей;
  • Ремонту железнодорожных переездов;
  • Очистке русел и планировке конусов малых искусственных сооружений.

Средний ремонт пути предназначен для восстановления дренирующих свойств балластной призмы. При среднем ремонте пути выполняются работы:

  • Сплошная очистка щебеночной балластной призмы или замена загрязненного асбестового или другого вида мелкозернистого балласта;
  • Срезка обочин земляного полотна;
  • Ликвидация пучинистых мест;
  • Восстановление и ремонт водоотводов и дренажных устройств;
  • Замена дефектных скреплений и шпал;
  • Выправка пути в плане и профиле;
  • Ремонт железнодорожных переездов;
  • И другие работы, предусмотренные сметной документацией.

Подъемочный ремонт пути предназначен для замены негодных деревянных шпал и восстановления равноупругости подшпального основания путем сплошной подъемки и выправки пути с подбивкой шпал, а также для очистки или замены загрязненного балласта в местах выплесков и других работ.

Сплошная замена рельсов предназначена для замены дефектных рельсов в прямых и кривых, сопровождается сплошной выправкой и подбивкой пути.

Планово-предупредительная выправка пути предназначена для восстановления равноупругости и подшпального основания за счет сплошной выправки пути и подбивки шпал.

К другим видам ремонтных путевых работ, проводимых на железнодорожных путях, относятся:

  • Замена металлических частей стрелочных переводов;
  • Сварка и наплавка рельсов и стрелочных переводов;
  • Сплошная смена переводных брусьев;
  • Ремонт переездного настила;
  • Ремонт водоотводов, водоотводных сооружений и других устройств.

Балласт представляет собой сыпучий материал, которым заполняется пространство между элементами железной дороги. Поскольку на него непрерывно воздействуют внешние факторы, загрязнение происходит достаточно быстро, что может привести к появлению просадок или толчков во время движения поезда. Именно поэтому вместо того, чтобы делать частые выправки, лучше всего полностью заменить материал, поскольку в данном случае трудозатраты будут гораздо меньше. Кроме того, глубокая замена балласта позволит добиться оптимального уровня устойчивости пути.

Сплошная замена дефектных или изношенных элементов верхнего строения пути включает в себя работы с рельсами, шпалами и скреплениями. Это комплексная процедура, которая позволяет обеспечить безопасное движение поезда за счёт замены изношенных конструкций. При этом, сплошная замена актуальна и при замене используемых рельсов на новые модификации, однако, если речь идёт о повреждении конкретного участка пути, обычно используют одиночную замену.

Комплексную планово-предупредительную выправку пути планируют на километрах, где имеется большое количество отступлений в профиле, плане, по уровню, а также много регулировочных прокладок между рельсом и подкладкой при раздельном скреплении; если имеются отрясенные шпалы; требуется оправка балластной призмы и др., т.е. имеется необходимость выполнения нескольких видов самостоятельных работ со сплошным проходом по километру. При этом смена негодных шпал и скреплений не требуется или необходима в небольшом количестве, также не требуется очистка балласта. В противном случае планируют подъемочный или средний ремонт пути.

Периодичность выполнения путевых работ

Категория пути* Сроки выполнения капитального ремонта пути, млн.т/годы Виды и схемы выполнения путевых работ за срок от одного до другого капитального ремонта пути (числитель — путь; знаменатель — стрелочные переводы)
Путь на железобетонных шпалах Путь на деревянных шпалах
I 600 600/18 (К)ВСП (К)

(К)В(РС)В(К)

II 600/35 18 лет (К)ВСВСВ(К)**

(К)ВС(РВ)СВ(К)**

III 40 лет 20 лет (К)ВСПСП(К)**

(К)ВС(РВ)СВ(К)**

Обозначения: К — капитальный ремонт пути; С — средний ремонт пути; П — подъемочный ремонт пути; В — сплошная планово-предупредительная выправка пути; РВ — сплошная смена металлических частей стрелочного перевода, сопровождаемая планово-предупредительной выправкой.